Перевозка пассажиров речным транспортом нужен кассовый аппарат

Перевозка пассажиров речным транспортом нужен кассовый аппарат

Законодательством предусмотрено несколько случаев, когда плата за проезд может осуществляться без контрольно-кассовой техники. В первую очередь сюда относят городской общественный транспорт, оснащенный турникетами с терминалами и прочими автоматизированными системами для приема оплаты с бесконтактных карт. Кроме этого, предусмотрен ряд исключений:

  1. Оплата проезда производится перед поездкой (например, туристические маршруты, выдача чека в кассе автостанции).
  2. Транспортная компания занимается исключительно корпоративными перевозками и заключает длительные договоры с контрагентами о доставке сотрудников до места работы (все расчеты производятся в офисе в момент заключения договора).
  3. Компания сдает в аренду собственный транспорт (договор аренды заключается в офисе).

Во всех вышеперечисленных случаях касса устанавливается не в транспортном средстве, а в офисе транспортной компании. Кроме того, от применения ККТ в общественном транспорте освобождены ИП и ООО, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки в труднодоступной местности. Список расположенных в таких районах поселений можно найти на сайте регионального правительства. К труднодоступным относят населенные пункты, не являющиеся районным центром или поселком городского типа с численностью населения, не превышающей 10 000 человек.


Отдельные особенности касаются осуществления деятельности в местности, удаленной от сетей связи. В этом случае предприниматель не получает права работать без кассы, он освобождается только от передачи чеков оператору фискальных данных и, соответственно, в налоговую инспекцию. То есть, вы обязаны купить, установить и зарегистрировать кассу, внедрить в нее фискальный накопитель. Заключать договор с ОФД и передавать данные о проводимых расчетах через интернет необязательно — ККМ будет работать автономно.

Применение ККТ в общественном транспорте: как сказано в законе?

Применение онлайн-касс на транспортных средствах, фактически, может быть осуществлено в двух режимах:

  1. Обычном — на основании положений пунктов 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 (ССЫЛКА) поставщик транспортных услуг обязан выдать (передать) пассажиру кассовый чек:

  • на бумажном носителе — во всех случаях;
  • в электронном виде (на телефон в виде SMS или на e-mail) — если пассажир попросит (но при этом предоставит контакты по своей инициативе до момента расчетов).

Если онлайн-касса применяется на территории отдаленных от сетей связи местностей, то электронный чек пассажиру не передается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1.2, в целях выполнения обязанности, отраженной в пункте 2, поставщик транспортных услуг вправе направить пассажиру на телефон или e-mail (при наличии технической возможности для отправки электронного сообщения), которые предоставлены пассажиром до расчета, сведения в электронном виде, позволяющие бесплатно идентифицировать кассовый чек с помощью специальных ресурсов в интернете. А именно — регистрационный номер онлайн-кассы, сумма, дата и время совершения расчета, фискальный признак чека.

В соответствии с пунктом 5.7 статьи 1.2, поставщик транспортных услуг вправе применить ряд иных способов передачи чека пассажиру — альтернативных тем, что разъяснены в пунктах 2 и 3 статьи 1.2.

А именно:

  • направить пассажиру в момент расчета на телефон или e-mail (предоставленные до расчета) сведения, позволяющие идентифицировать чек (те же, что перечислены выше), а также сведения об адресе сайта, где можно на основании данных сведений бесплатно загрузить кассовый чек;
  • дать пассажиру возможность считать QR-код чека с мобильного гаджета или иного устройства.

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 1.2 поставщик транспортных услуг может включить QR-код (или указанные выше сведения для идентификации чека) в состав типового бланка, выдаваемого в подтверждение покупки билета (или бланк самого билета) — если такой бланк утвержден тем или иным федеральным нормативным актом (составляется в соответствии с требованиями федерального нормативного акта).

Так, во многих российских городах распространено использование автобусных билетов по формам, предложенным Минфином в письме от 23.10.1996 N 16-00-30-58 — ССЫЛКА (на практике они применяются также с учетом требований постановления Правительства России от 14.02.2009 № 112 — ССЫЛКА). По логике федерального закона, в состав таких бланков и должен включаться QR-код для чека.

  1. Специальном — на основании положений пункта 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

5.9. При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Специальный режим применяется поставщиками транспортных услуг, если не выполнимы те или иные условия в рамках обычного режима. Нормы пункта 5.9 касаются только тех расчетов, которые производятся водителями или кондукторами в салонах ТС при продаже билетов: поставщики, не связанные с транспортными услугами, не вправе применять порядок, установленный данным пунктом.

Данный порядок предполагает, что при осуществлении расчетов между поставщиком транспортных услуг и пассажиром первый предоставляет второму любой документ (необязательно составленный на унифицированном бланке), на котором должны быть отражены сведения для идентификации кассового чека через Интернет. При этом, сам кассовый чек должен быть сформирован в день расчетов (на практике — можно в конце рабочего дня).

ФНС России в письме от 25.06.2019 № ММВ-17-20/165 (ССЫЛКА) подтверждает правомерность данного специального механизма передачи чеков.

Когда следует начать устанавливать онлайн-кассы?

В законодательстве предусматривается переход в несколько этапов. Первый начался в 2017 году и в связи с появившимися проблемами (дефицит техники, соответствующих новым требованиям законодательства) пришлось сдвинуть сроки. Так, некоторые физические и юридические лица получили льготы до середины 2018 года. Благодаря этому могли не беспокоиться о покупке нового оборудования практически год.

Но и в 2018 году пришлось столкнуться с подобной проблемой, из-за чего льготы для ряда предпринимателей и конкретных сфер деятельности продлили до 1 июля 2019 года. Многие ждали, что картина повторится и их вновь продлят. Техники достаточно, фискальных накопителей, находящихся в государственном реестре – тоже, поэтому и переходить пора.

Приходится переходить на применение новой техники и бизнесменам, занимающимся пассажирскими перевозками, и обычным таксистам, оформленным в качестве индивидуальных предпринимателей. Единственное, работающим через агрегаторов не придётся покупать онлайн-кассы – так как в случае с Яндекс.Такси и другими подобными сервисами клиент получает электронный чек сразу после завершения поездки, что в целом соответствует действующему законодательству.

Работа без онлайн-ККТ в общественном транспорте: возможна ли она в 2019 году?

Удивительно, но в законодательстве по-прежнему можно обнаружить ряд случаев, когда оплачивать проезд можно и без использования нового оборудования. В этой категории находится общественный транспорт, где имеются турникеты с терминалами (то есть, автоматической системой, позволяющей принять оплату бесконтактным образом). Да и помимо них можно выделить три исключения:

  • При оплате перед поездкой (Например, в кассе). Часто практикуется в случае с туристическими направлениями и междугородними поездками.

  • При осуществлении корпоративных перевозок с заключением длительного договора на доставку сотрудников из дома до работы (либо наоборот или в обе стороны), так как оплата услуг производится в офисе компании при заключении сделки (подписании договора).

  • При сдаче компанией в аренду собственного транспорта (договор нужно заключить в стенах офиса).

Разумеется, в перечисленных выше случаях потребуется установка кассового оборудования. Разве что с той разницей, что установлено оно должно быть в офисе, а не в салоне транспортного средства.

Еще одним исключением является освобождение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от использования онлайн-ККТ в труднодоступных местностях с населением менее 10 тысяч человек.

Если местность удалена даже от сотовой связи, предприниматель должен работать с новым оборудованием. Но у него иная льгота – возможность не передавать данные ОФД и в Налоговый орган. Соответственно, это экономия – так как нет необходимости в заключении договора с оператором фискальных данных. Устройство будет работать в автономном режиме (без подключения к Сети).

Условия использования онлайн-касс в транспорте

Разумеется, в законодательстве прописаны определенные условия работы с кассовыми устройствами в общественном транспорте.

Первым делом необходимо выбрать модель. Вся контрольно-кассовая техника, допущенная к установке и использованию, находится в государственном реестре. Поэтому перед покупкой той или иной модели от производителя рекомендуем проверить, имеется ли она там или нет.

Если покупаете б/у оборудование, обязательно убедитесь в том, что он исправно и соответствует всем требованиям действующего законодательства.

Важно, чтобы в аппарате был модуль связи с Сетью и отсек для ФН. Необходима и возможность отправки электронных чеков на почту или сотовый телефон в СМС-сообщениях. Согласно действующему законодательству, вы будете обязаны предоставить их в таком формате по запросу клиента. При неисполнении обязанностей – административная ответственность!

Чем больше транспортных средств, тем большее количество единиц оборудования потребуется. Так как каждый автобус, каждая маршрутка должны быть оснащены собственным кассовым аппаратом с доступом к Сети и фискальным накопителем. Не забудьте о том, что каждую единицу нужно поставить на учет, заключить договор с оператором – в общем, пройти полный круг всевозможных процедур.

И если некоторые владельцы бизнеса, ИП решают вопрос собственными силами, то другие нередко обращаются к специалистам из СЦ, чтобы те помогли с бумажной волокитой и снизили затраты времени.

Теперь, по новому закону, получив оплату за проезд, водителю либо кондуктору необходимо выдать фискальный документ не позднее, чем через пять минут с момента ее получения на руки.

На каких условиях используются онлайн-ККТ для транспортных компаний?

Вне зависимости от вида деятельности транспортной компании, кассовое оборудование должно быть установлено в обязательном порядке. Важно, чтобы оно находилось именно там, где клиент производит расчет. Давайте рассмотрим все это на примерах:

  • ООО «Компания 1» занимается доставкой товар из точки А в точку Б. Оплачивают при получении водителю, поэтому выдавать чек обязан именно он. Следовательно, и касса должна находиться в автомобиле.

  • ООО «Компания 2» предоставляем в аренду спецтехнику. Договор на аренду заключается в офисе компании. Там и находится кассовое оборудование, чек пробивается там же в течение пяти минут с момента получения денег.

При работе с Яндекс.Такси мы уже приводили примеры выше – человек получает чек в электронном виде + на почту, поэтому использование кассы водителем не требуется.

Таким образом, нет никакой необходимости в наличии кассового аппарата у водителя до тех пор, пока он лично не возьмет оплату от пассажира. Например, оплачивая наличными средствами.

Штрафные санкции

Предполагается наличие штрафов различного размера в зависимости от проступка и типа предпринимательской деятельности. Если своевременно не осуществить переход на новое оборудование, то можно остаться без 75-100% вырученных денег в случае с ООО или 25-50% с ИП.

Повторное нарушение станет причиной отстранения от ведения деятельности на 90 дней для ООО и 1-2 лет для ИП (либо должностного лица).

В остальных случаях можно отделаться штрафом или предупреждением до 10 тысяч рублей для ООО и до 3 тысяч рублей для ИП и должностных лиц.

Как выбрать онлайн-кассу для общественного транспорта?

Покупая новое оборудование нужно учесть немало составляющих. Например, оно должно быть оснащено аккумуляторной батареей – чтобы работало как можно дольше без подзарядки. Один из вариантов – приобретение смарт-терминала Litebox 5, выдерживающего до 24 часов от одного заряда аккумулятора.

Если устройство можно подзарядить от прикуривателя это будет огромным плюсом. Желательно, чтобы оно было оснащено не только GSM, но и Wi-Fi-модулем связи. Также можно и смартфон в режим точки доступа перевести, «раздав» интернет и подключиться к мобильной Сети при помощи самого устройства.

Если есть кондуктор, то можно приобрести легкий аппарат по типу уже упомянутого выше. Либо это может быть Меркурий 180 Ф, Эвотор 5 или другое устройство.

В маршрутке, работающей в крупном городе, лучше использовать высокопроизводительные сенсорные устройства. Два клика и чек выбит. Одними из лучших вариантов являются Эвотор 5i и Кассатка 7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *